За последние несколько лет рынок услуг образования в России постоянно трансформировался и перестраивался. Это происходило в результате пандемии коронавируса, санкций и массовой мобилизации. Несмотря на все обстоятельства, сфера дополнительного образования показала позитивную динамику.
Количество детей, которые сейчас посещают учреждения допобразования, превысило 15 млн. Это почти на 3% больше, чем в прошедшем году. Интерес к дополнительному образованию растет благодаря широкому перечню программ, внедрению максимальной практики в обучение и желанию родителей дать своим детям образование высокого уровня.
Рынок очных образовательных услуг в России также претерпел изменения. За последние пару лет в топ лидеров вышел сегмент дошкольного образования. Это воспитание детей, присмотр за ними, индивидуальные и групповые инновационные программы, различные секции, кружки – как для малышей, так и для их родителей. Все более популярными становятся занятия формата родитель плюс ребенок, различные языковые курсы.
Сети детских лингвистических центров «Полиглотики» принадлежит не менее 5% рынка. Но доля частного бизнеса в сфере дошкольного образования не такая значительная: во многом по причине ухода иностранных брендов с российского рынка после начала спецоперации. Ситуация удачно сложилась для отечественных компаний: они могут занимать пустующие ниши, успешно развиваться и зарабатывать.
Самый простой способ открытия бизнеса – покупка франшизы у проверенного франчайзера. Схема многократно доказала свою эффективность на практике, стабильно показывает себя даже в непростых рыночных условиях. Число заявок на покупки франшиз стало возвращаться к прежним отметкам в феврале 2023-го, по оценке экспертов, рынок будет восстанавливаться, набирать обороты и дальше. Компания «Полиглотики» рассчитывает увеличить число открытий новых точек в 2023 году на 30%. Несмотря на непростую ситуацию, продолжается разработка и выпуск новых курсов, модернизируется онлайн-платформа, методические базы.
Вопреки прогнозам и негативным изменениям рынок образования онлайн за 2022 год вырос практически на 20%, хотя весной показывал стабильную отрицательную динамику. По итогам 2022-го, выручка ТОП-100 Edtechs компаний достигла 87 млрд. рублей. Весной текущего года положительные показатели прироста сохранились.
Крупнейший сектор Edtechs – это детское образование. К концу прошедшего года темпы его роста обошли сегмент дополнительного профобразования и достигли практически 30%. На текущий и последующий годы прогнозы тоже позитивные: игроки рынка предсказывают стабильный прирост в сегменте на треть. Поэтому вложения в данном направлении можно считывать максимально перспективными и прибыльными.
Языковой сегмент удерживает стабильные средние показатели. В прошедшем году зафиксирован рост на 10%, до 15% прогнозируется увеличение доли в текущем году. Сейчас учеников и их родителей в первую очередь интересуют китайский и английский.
Подтверждают это и данные статистиков. Федеральный научно-исследовательский социологический Центр Российской Академии Наук провел независимое исследование для сети «Полиглотики». Экспертно-аналитическую работу в исследовании осуществлял заведующий лабораторией социологической экспертизы, кандидат социологических наук Батыков Иван Владимирович. Экспертиза оценила мнение респондентов по поводу необходимости знания иностранного языка, а также их готовность вкладывать денежные средства в дополнительное обучение детей иностранным языкам. Опрос проводился в 50 населенных пунктах России.
Насколько необходимо, на ваш взгляд, таким людям как вы знание иностранного языка (в % от всей совокупности опрошенных, N=500)?
Выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных (55%) считают знание иностранного языка в той или иной степени необходимым.
Готовы ли вы вкладывать денежные средства в дополнительное обучение ваших детей иностранными языками (в % от всей совокупности опрошенных, N=500)?
54% однозначно готовы вкладывать деньги в дополнительное обучение детей иностранным языкам.
Ещё одним подтверждением популярности изучения иностранных языков сегодня являются данные ВЦИОМ. Согласно проведенному опросу, почти 75% россиян уверены, что умение говорить на других языках будет полезно их детям и внукам. При этом респонденты имели ввиду не только английский. Особой популярностью сегодня пользуется китайский. За ним следуют немецкий, французский и испанский языки.
По мнению россиян, главное преимущество владения иностранным языком – это возможность живой коммуникации с иностранцами. Они уверены, что знание английского, китайского, немецкого и других иностранных позволит получить престижную работу и лучше зарабатывать. Часть опрошенных говорит о том, что благодаря владению языком, они смогут путешествовать и прекрасно ориентироваться в чужой стране. Саморазвитие, просмотр фильмов, чтение книг в оригинале – тоже важные факторы в пользу изучения языков.
Семейные классы стали ярким образовательным трендом последних лет. На территории России растет спрос на обучение в частных школах. Всплеск начался ещё во время пандемии. Родители искали образование высокого качества, индивидуальный подход, маленькие классы, максимальное внимание к каждому ученику со стороны преподавателя.
Так был разработан новый продукт сети «Полиглотики» для учащихся начальной школы – это семейные классы. Специалисты компании создали уникальную концепцию с упором на обучение иностранным языкам и углубленное обучение математике и точным наукам. На текущий момент наши семейные классы «Полиглотики» набирают детей в нулевые и 1-4 классы. В планах развитие школ для детей до 11 класса.
Таким образом на образовательном рынке сегодня представлено множество форматов обучения для людей разных возрастов. Многие сегменты показывают положительную динамику, но что покупают чаще всего? Для оценки темпов роста рынка, аналитики собрали сведения по покупкам клиентов банков в категории «Образования» за последние 5 лет. В выборку вошли школы, курсы, тренинги, вебинары и прочие форматы обучения для детей и взрослых. Главное требование – это не государственные, а коммерческие программы.
Оказалось, что в целом за последние годы объемы покупок во всех категориях возросли… в 12 раз! Это огромные цифры. При этом объем трат тоже вырос, но всего вдвое: можно сказать, что потребители не готовы делать очень дорогие покупки. 9 из 10 приобретений шли по среднему чеку до 10 тыс. рублей. Это значит, что потребители заинтересованы в доступных курсах либо разбивают оплату на несколько регулярных платежей.
Изучение иностранных остается одним из наиболее популярных направлений: продажи в этой категории достигли 50% от общего числа. Второе место досталось мультиобразовательным платформам с курсами по разным направлениям.
Рынок образовательных курсов за последние годы пережил множество потрясений. Но если оценить динамику его развития, она остается позитивной. Образовательный рынок – крупная и всё еще свободная ниша для развития бизнеса. Россияне готовы платить за обучение и развитие своих детей, считая это надёжной инвестицией.
Начните свой прибыльный бизнес вместе с компанией Полиглотики прямо сейчас и будьте уверены, в вашем центре всегда будут клиенты!