Популярность франшиз с каждым днём растёт не только среди тех, кто хочет работать под известным брендом, но и среди тех, кто хочет создать собственный известный бренд. Бизнесмены всё чаще задумываются о масштабировании и запуске франшиз. Однако многие терпят неудачу: открытые партнёрские точки не развиваются, уходят в минус и в результате закрываются совсем. Итог – франшиза приобретает отрицательную славу, компания становится непопулярной. Какие ошибки франчайзеров приводят к плачевным результатам, расскажем в этом материале.
Обычно у начинающих предпринимателей горят глаза и отсутствует понимание рисков. Они хотят запуститься как можно быстрее, игнорируют обязательные расчеты, что в корне неверно. Разработать эффективную франшизу можно только, если:
Нельзя прыгать с места в карьер. Нужно дать своему бизнесу встать на ноги, и только тогда переходить на новый уровень. К примеру, франшиза «Полиглотики» была запущена только через 9 лет после создания компании. Всё это время её команда работала над совершенствование бизнес-процессов и их автоматизацией.
Готовность к запуску франшизы можно оценить также по следующим параметрам:
Вывод – не стоит торопиться с запуском. Компании без слаженной команды, поставленных на поток производственных процессов, адекватного опыта, автоматизации текущих операций почти всегда рушатся. Сначала нужно выйти на соответствующий уровень, а после - действовать.
Даже если запуск был продуман, и в целом всё отлично, радоваться успеху рано. Не поддавайтесь эйфории от теоретических возможностей быстрых продаж и создания готового продукта за 20 дней.
Реально за несколько недель создать только презентацию франшизы, похожую на сотни других подобных предложений. В комплекте вы получите шаблонный договор, который не учитывает риски бизнеса и его специфику. Конечно, быстрая реализация программы в целом реальна, но успеха в данном случае получится достичь только в двух случаях:
В остальных случаях на упаковку франшизы уходит до нескольких лет.
Некоторые франчайзеры считают, что франшиза – это разновидность пассивного дохода. Вложились, запустились и готово. На деле всё намного труднее: дело не будет работать без вас и постоянных усилий. Для развития франшизы придётся вкладываться в новые схемы и продвижение. Если этого не делать, провалится даже самый перспективный план. Ищите партнеров, поддерживайте действующих, зарабатывайте репутацию. Только так в итоге получится достичь высокого уровня.
Предприниматели нередко запускают франшизы, похожие на тысячи других рыночных предложений. Это не имеет смысла или не приносит больших денег. Только адекватное и уникальное коммерческое предложение поможет заявить о себе и быстро выйти на приличный доход. Ответьте на вопрос, что именно вы готовы предложить рынку? А для этого:
Бизнесу для запуска нужны защита и хорошая юридическая упаковка. Это тот фундамент, на котором держится любое дело. Если проигнорируете данный пункт, рано или поздно начнут происходить неприятные ситуации вроде воровства сотрудников или судебных тяжб с третьими лицами.
Поэтому выделите все объекты авторских прав, предусмотрите защиту технологий, продуктов, зарегистрируйте собственный товарный знак. С будущими франчайзи обязательно нужно будет подписать соглашение. Так, франшиза «Полиглотики» предусматривает работу по договорам коммерческой концессии, что является гарантом качества и учитывает права обеих сторон.
Между тем, он обязателен, если есть желание поставить бизнес на поток. Отделы продаж конвертируют заявки в реальные сделки. Это конечный этап реализации плана. Если всё сделано корректно, компания получит кэш.