Бизнес-обзоры
Бизнес-обзоры
ОТКРОЙ СВОЙ 
ЦЕНТР ПОЛИГЛОТИКИ
Обратный звонок
Обратный звонок
Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете, что даете согласие администрации сайта на обработку и передачу своих персональных данных администрации сайта в рамках ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) и получение ответа по телефону, Интернету или почтой.
Бизнес-обзоры

Обучение дошкольников 5-6 лет чтению «Логопедическое чтение»

Программа обучения | Программа «Логопедическое чтение» для прррофилактики проблем | Какие виды трудностей возможны при овладении навыком чтения? | Цели и задачи программы | Результаты прохождения программы

Все родители задаются вопросом, когда нужно учить ребёнка читать? Согласно многолетним исследованиям, возраст 5-6 лет оптимален не только для начала освоения этого навыка, но и для исправления речевых недочетов. К сожалению, сегодня они очень распространены. Так, по данным Минобрнауки за 2017 год, почти 60% детей имеют логопедические проблемы. Более подробные исследования проводились в Санкт-Петербурге психолого-педагогическим центром «Здоровье». Результаты показали, что дефекты звукопроизношения имеются у 52% дошкольников. Очень распространены и другие речевые нарушения.

Специально для дошкольников 5-6 лет сеть Полиглотики разработала уникальную программу «Логопедическое чтение». Она предназначена, прежде всего, для детей, имеющих логопедические проблемы. Программа помогает устранить их и подготовить ребёнка к школе.

 

Программа обучения

Программа обучения «Логопедическое чтение» включает в себя не менее 30 занятий. Их точное количество варьируется в зависимости от возраста ребёнка, его особенностей и целей. Уроки проходят в трёх возрастных группах: 4 года, 5 и 6 лет.

Ведут занятия специально подготовленные педагоги, а также логопед, который имеет возможность увидеть и оценить речевые проблемы каждого ребёнка: словарный запас, грамматику, произношение, фонематические трудности.  Для коррекции речевых отклонений каждый курс содержит подходящие упражнения и задания.  При необходимости для ребёнка создается план индивидуальной работы. Во внимание берут возрастные особенности, медицинские показания и тяжесть нарушения.

Работа с детьми представляет собой игру, поскольку она является основной формой деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, групповые, интегрированные занятия насыщены разнообразными активностями и развивающими игровыми упражнениями. В качестве форм организации образовательного процесса применяются дидактические игры, игры-задания, используются возможности современной техники. 

Процесс обучения чтению носит поступательный характер: от простого - освоения букв и звуков, правильного их произношения, к более сложному – составлению слогов, слов и целых предложений. В результате ребёнок не только осваивает чтение, но и развивается в целом, он начинает проявлять больший интерес ко всему новому и яркому.

 

Программа «Логопедическое чтение» для профилактики проблем

Взрослым иногда бывает непросто представить себе, насколько в действительности сложен процесс чтения. Трудности ждут на каждом шагу: кому-то нелегко выучить все буквы, кто-то очень долго учится сливать их в слог. Чтение слогов типа МЯ, МЮ и чтение слов с несколькими согласными подряд («справка») непросто дается почти всем детям. Всего логопеды выделяют не меньше 6 видов трудностей при обучении чтению. На каждой из этих трудностей ребенок может легко «застрять» и потерять мотивацию к дальнейшему обучению.

Для предупреждения такого рода проблем логопедами была разработана программа «Логопедическое чтение». Это наиболее эффективный способ сформировать у ребенка прочные навыки уверенного чтения. Программа ведет ребенка кратчайшим путем, заранее предупреждая возможные ошибки. Наиболее трудным моментам уделяется достаточно времени для того, чтобы полностью автоматизировать навык. К моменту окончания программы ребенок читает небольшие тексты и делает это с интересом и удовольствием.

Огромным плюсом программы «Логопедическое чтение» является то, что она служит профилактикой серьезных логопедических проблем, с которыми сталкиваются многие школьники: дислексии (нарушения чтения) и дисграфии (нарушения письма).

Какие виды трудностей возможны при овладении навыком чтения?

  1. Ребенок не может запомнить буквы, выучивает букву и вскоре снова ее забывает.
  2. Ребенок смешивает похожие буквы при чтении (З-В, Л-Д, Т-Г и т.д.).
  3. Не получается слитное чтение букв в слоге, в результате чего формируется побуквенное чтение: «м, ы» вместо «мы».
  4. Ребенок читает слоги, но не может мысленно соединить их в слово, в результате чего не понимает прочитанное слово).
  5. Ребенок смешивает буквы, которые обозначают похожие звуки (Д-Т, Ш-С и т.д.).
  6. Ребенок искажает окончания слов при чтении и не полностью понимает прочитанный текст.

Причина этих трудностей – не в лени, а в том, что у ребенка не сформировались вовремя те психические функции, которые служат базой для письменной речи. Эти психические функции: зрительная память, зрительный анализ, фонематический слух и др. 

Если перечисленные выше проблемы не корректируются и ошибки закрепляются, то ко 2-му – 3-му классу у ребенка формируется стойкое нарушение чтения – дислексия. Коррекция дислексии требует длительной работы с логопедом. Дислексия часто сопровождается дисграфией (нарушением письма), т.к. письмо базируется на тех же психических функциях.

В логопедическое обучение чтению обязательно входит работа по формированию нужных психических функций и профилактике всех видов дислексии. Одновременно логопедическое чтение служит и профилактикой большинства видов дисграфии.

Возможные трудности и ошибки Профилактика
Трудности при запоминании букв. В программе «Логопедическое чтение» при изучении каждой буквы используются специальные приемы, задействующие не только зрительное, но и тактильное восприятие; различные виды деятельности (конструирование, штриховка, лепка и др.); анализ элементов буквы, ее сравнение со знакомыми предметами и другими буквами.
Связь буквы со звуком закрепляется в многочисленных разнообразных упражнениях.
Смешивание похожих букв при чтении (З-В, Л-Д, Т-Г и др.). Проводится разграничение сходных букв. Логопед вместе с детьми анализирует чем похожи и чем отличаются данные буквы, а затем закрепляет навыки дифференциации этих букв.
Побуквенное чтение Для формирования слогового чтения используются многократные тренировочные упражнения, представленные в виде различных таблиц. Это позволяет сформировать прочные навыки свободного чтения.
Трудности соединения слогов в слово.
Трудности понимания прочитанного слова.
В программе уделяется внимание слоговому синтезу – умению соединять прочитанные слоги в единое слово.
Ведется работа по произнесению (и чтению) слов, сложных по звуко-слоговой структуре («фотоаппарат», «проезжавшая»).
Смешивание букв, обозначающих похожие звуки (О-У, С-З, Ш-С и др.). Важный компонент программы – развитие фонематического слуха. Логопед учит детей различать на слух похожие звуки (парные по звонкости – глухости согласные; пары звуков типа С – Ш, З – Ж, Ч – Т и др.).
Последовательность изучаемых букв сформирована с учетом противопоставлений по глухости – звонкости, твердости – мягкости.
Искажение окончаний слов при чтении.
Трудности понимания прочитанных предложений.
В программу «Логопедическое чтение» входит расширение словаря и развитие грамматических навыков у детей.
При чтении ребенок осознает грамматическую связь слов между собой, а не воспринимает слова изолированно.

Цели и задачи программы

В ходе обучения педагоги и логопеды ставят перед собой целый ряд важных задач:

  • устранить или минимизировать логопедические проблемы;
  • познакомиться ребёнка с основными единицами языка: звуком, словом, предложением;
  • научить сравнивать звуки, сопоставлять слова;
  • сформировать впечатление о слоговом членении слов;
  • научить составлять предложения, читать и пересказывать тексты;
  • развить интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  • совершенствовать звуковую культуру речи;
  • развивать словесно-логическое мышление, память, внимание.

Результаты прохождения программы

В результате прохождения программы у ребёнка:

  • уходят выявленные недостатки речи;
  • формируется умение различать гласные и согласные, проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить слова на слоги;
  • увеличивается словарный запас;
  • появляется умение бегло читать текст, соответствующий возрасту;
  • он может понять, осмыслить и воспринять прочитанное.

Роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста очень велика. Этот навык оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную стороны ребёнка, передает представления о жизни, об окружающем мире, об отношении к природе, развивая социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Всё это оказывает неоспоримое влияние на гармоничное развитие ребёнка как полноценной личности.

 

Задать вопрос
Остались вопросы? Задайте их или запишитесь на занятие, и в ближайшее время наши специалисты с вами свяжутся.
7
Для более быстрой обработки заявки можете указать больше информации. Указать
Нажимая кнопку "Отправить", вы подтверждаете, что даете согласие администрации сайта на обработку и передачу своих персональных данных администрации сайта в рамках ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) и получение ответа по телефону, Интернету или почтой.